Публикуем обновленную версию обзора по вопросу квалификации санкций форс-мажором. В обновленный обзор вошли два приложения с анализом актуальной судебной и арбитражной практики.
Приложение № 1 отражает практику по вопросам применения положений российского законодательства о форс-мажоре в случае введения санкций за период с 2015 по 2022 год. В Приложении № 2 мы включили практику применения статьи 79 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года по тому же вопросу.
Форс-мажор освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности, если надлежащее исполнение оказалось временно невозможным.
В связи с этим отправной точкой для применения института форс-мажора является определение того, стало ли исполнение обязательства полностью или частично невозможным. В текущих обстоятельствах «специальная операция на территории Украины» сама по себе не создаёт объективной невозможности выполнения работ, оказания услуг и исполнения иных обязательств на территории Российской Федерации. Если вводимые санкции, контрсанкции, иные ограничения внутри и вне России, а также их последствия, влекут невозможность исполнения обязательств для должника, то такой случай может подпадать под критерии форс-мажора.
Подробнее в ситуации разобрались Степан Султанов, руководитель проектов практики международного коммерческого арбитража и Анастасия Рябова, младший юрист практики международного коммерческого арбитража АБ КИАП.
Текущее положение дел и рекомендации читайте в обзоре по ссылке.