Медиа

Кассация: сделка в рамках обычной хоздеятельности — не основание для субсидиарки

Дата: 04.09.2024
Источник: PROбанкротство
Время чтения: 14 минут

Возникает вопрос, почему убытки не были взысканы в рамках данного обособленного спора и суд лишь указал КУ на возможность такого взыскания в ходе отдельного процесса, отмечают юристы.

Конкурсный управляющий ООО «Союз Телеком» обратился в суд с заявлением о привлечении Екатерины Журиной, Владимира Малышева и Андрея Мурашова к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования в отношении Журиной и Малышева, установив, что они совершали убыточные для ООО «Союз Телеком» сделки, а Екатерина Журина также не передала конкурсному управляющему необходимую документацию. Арбитражный суд Московского округа согласился с привлечением Журиной к ответственности за непередачу документов, но отменил судебные акты в части привлечения к ответственности Малышева, указав, что совершенная им сделка носила возмездный характер и не привела к объективному банкротству общества. 

Фабула

В 2019 году суд признал ООО «Союз Телеком» банкротом (дело А40-267928/2018). В октябре 2022 года конкурсный управляющий ООО «Союз Телеком» потребовал привлечь Екатерину Журину, Владимира Малышева, Андрея Мурашова к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Суд первой инстанции, с которым согласилась апелляция, привлек Екатерину Журину и Владимира Малышева к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Союз Телеком».

Журина и Малышев пожаловались в окружной суд.

Что решили нижестоящие суды

Суды, руководствуясь статьями 61.11 и закона о банкротстве, исходили из доказанности совокупности условий для привлечения к субсидиарной ответственности Екатерины Журиной и Владимира Малышева по основаниям совершения убыточных сделок, а также Журиной по основанию непередачи документации ООО «Союз Телеком» конкурсному управляющему.

Суды установили, что сделки по отчуждению транспортных средств, заключенные Журиной и Малышевым, были признаны судом недействительными как неравноценные, что подтверждает противоправность их поведения. В результате этих сделок ООО «Союз Телеком» были причинены убытки в виде уменьшения размера имущества.

Относительно требований к Журиной суды также установили факт непередачи ею конкурсному управляющему регистров бухгалтерского учета, подтверждающих права требований к ООО «БелТрейд». При этом Журина располагала такими документами, но в ходе наблюдения и конкурсного производства не передавала их управляющему.

Что решил окружной суд

Арбитражный суд Московского округа согласился с выводами нижестоящих судов о наличии оснований для привлечения Екатерины Журиной к субсидиарной ответственности за непередачу документации ООО «Союз Телеком». Суд округа отметил, что опровержения данных обстоятельств в материалах дела отсутствуют, а сама Журина в судебном заседании подтвердила, что документа о приеме-передаче документации управляющему у нее нет.

Однако относительно привлечения Владимира Малышева к субсидиарной ответственности Арбитражный суд Московского округа занял иную позицию. Малышев последовательно приводил доводы о том, что вменяемая ему одна сделка по отчуждению транспортного средства не являлась для ООО «Союз Телеком» убыточной применительно к масштабам деятельности общества в целях применения презумпции доведения до банкротства.

Также Малышев обращал внимание, что эта сделка была совершена в рамках обычной хозяйственной деятельности, со встречным исполнением, а суд взыскал с покупателя в конкурсную массу ООО «Союз Телеком» 3 млн рублей. Далее право требования к покупателю было продано с торгов за 1,9 млн рублей, и эти деньги поступили в конкурсную массу.

Выводы нижестоящих судов о том, что сделка Владимира Малышева привела к объективному банкротству ООО «Союз Телеком», существенно ухудшила его положение и стала безусловной причиной невозможности исполнения требований кредиторов, сделаны неверно, без ссылки на конкретные доказательства.

Основанием для привлечения контролирующего лица к субсидиарной ответственности должна быть совокупность обстоятельств: противоправность поведения, вина, причинно-следственная связь между поведением и объективным банкротством. К ответственности нельзя привлекать за действия в пределах обычного делового риска.

Итог

Арбитражный суд Московского округа отменил акты судов в части привлечения Владимира Малышева к субсидиарной ответственности и отказался привлекать Малышева к субсидиарке.

Почему это важно

Дмитрий Казанков, старший юрист АБ «КИАП», отметил, что комментируемое постановление окружного суда в части освобождения от ответственности Малышева выглядит довольно спорно.

С одной стороны, как следует из текста постановления и с чем возможно согласиться, выводы нижестоящих судов о том, что сделка — договор купли-продажи от 24.10.2017 года по отчуждению автомобиля LAND ROVER RANGE ROVER привела к объективному банкротству должника, существенно ухудшила финансовое положение должника, сделаны судами без ссылок на конкретные доказательства, в связи с чем привлечение Владимира Малышева к субсидиарной ответственности за реализацию одного автомобиля по заниженной стоимости представляется не совсем обоснованным. С другой стороны, суд кассационной инстанции не стал выяснять причины, по которым нижестоящие суды не исполнили его же указание, данное в постановлении от 18.07.2023 года о направлении спора на новое рассмотрение, о возможности переквалификации заявленных к нему требований в убытки, поскольку вопрос квалификации отношений — это прерогатива суда.

Дмитрий Казанков, старший юрист Адвокатское бюро «КИАП»

Таким образом, отметил Дмитрий Казанков, суд кассационной инстанции, изначально не согласившись с позициями нижестоящих судов об отказе в привлечении Малышева к субсидиарной ответственности и указав на необходимость рассмотрения возможности взыскания с него убытков, при повторном рассмотрении спора и вынесении комментируемого постановления вновь освобождает его от ответственности, лишь разъясняя конкурсному управляющему, что он не лишен права на обращение в суд с заявлением о взыскании с Малышева убытков.

«По сути, при наличии процессуальной возможности разрешения вопроса о возмещении должнику убытков в связи с реализацией автомобиля LAND ROVER RANGE ROVER в рамках спора о привлечении к субсидиарной ответственности суд кассационной инстанции предлагает конкурсному управляющему инициировать еще один обособленный спор, что не соответствует принципу процессуальной экономии. Постановление окружного суда от 27.08.2024 в остальной части представляется обоснованным и соответствующим изложенным в нем фактическим обстоятельствам”, — указал он.

Подробнее читайте на сайте.