Аббревиатуры, состоящие из согласных букв, могут быть зарегистрированы как товарные знаки, если в товарный знак также входит их расшифровка. Такое решение 15 сентября 2021 года принял Суд по интеллектуальным правам (СИП).
NTG Nordic Transport Group A/S, международная транспортная компания, основанная в Дании в 2011 г., подала заявку на регистрацию своего товарного знака «NTG Nordic Transport Group» в России. В сентябре 2019 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) зарегистрировала товарный знак компании, однако признала сочетание букв «NTG» неохраняемым элементом товарного знака. По мнению Роспатента, сочетания согласных букв обычно не имеют словесного характера и не воспринимаются как слова. Поэтому они не способны выделить на рынке товары конкретной компании. Такой подход применяется даже в тех случаях, когда товарный знак включает расшифровку аббревиатуры, поясняющую смысловое значение сочетания букв.
Компания не согласилась с решением Роспатента и в течение двух лет добивалась правовой охраны сочетания букв «NTG» в России. Дело дважды рассматривалось в Палате по патентным спорам, однако она отказалась поддержать позицию компании. В связи с этим компания обжаловала решение Роспатента в СИП, который согласился с компанией и обязал Роспатент предоставить сочетанию букв «NTG» правовую охрану в составе товарного знака.
На данный момент зарегистрировать сочетание согласных букв как товарный знак – достаточно трудная задача. До сих пор у заявителя был только один вариант действий: доказывать, что такое сочетание букв приобрело известность среди российских потребителей.
Так, нефтяная компания «Газпром Нефть» около четырех лет добивалась получения прав на свой бренд «GPN». «Газпром Нефть» также оспаривала решение Роспатента в СИП, который обязал Роспатент зарегистрировать товарный знак компании в декабре 2020 г. Однако для подтверждения своей позиции «Газпром Нефть» ссылалась на длительное использование бренда «GPN» и его широкую известность потребителям.
Принятое решение СИП открывает еще один путь для получения исключительного права на сочетание букв. Если в товарный знак также входит расшифровка, поясняющая значение аббревиатуры, его регистрация в России возможна и без доказательств известности товарного знака.
Максим Таболо - юрист практики интеллектуальной собственности КИАП, представлявший интересы NTG Nordic Transport Group A/S, отметил: «Данное решение СИП имеет важное практическое значение для бизнеса. Многие компании создают бренды-аббревиатуры, состоящие из сочетаний согласных букв. Примерами являются такие известные бренды, как BMW, JBL, WWF, LG, CNN, BBC, DHL, HTC. Позиция, поддержанная СИП, позволит любой компании защитить подобные обозначения, включив в товарный знак расшифровку аббревиатур».
Подробнее о деле читайте в статье Коммерсантъ "Марш согласных. Аббревиатурам облегчили путь в товарные знаки".